Новости

16/02/2018

В музее В.Ф. Руднева

20/12/2017

В тульском областном дворце молодежи (бывший ДКЖ) в минувшую среду прошел фестиваль национальной кухни «Радуга вкуса».

11/11/2017

В Тульской областной библиотеке состоялся диспут на тему "Революция 1917 года - взгляд через столетие"

22/09/2017

Тулу посетил Анатолий Кучерена

31/05/2017

Литературный салон "В гостях у Хомякова"

20/05/2016

Об основах общественной идеологии

20/05/2016

Возрожденные  хомяковские чтения

15/05/2016

Студенческий литературный, молодежный конкурс: «Моя Тула-дружба народов» 

25/02/2016

Круглый стол по вопросам русской культуры

01/07/2015

Круглый стол по проблемам развития русской культуры

22/06/2015

Конференция по порьбе с нацизмом


10/06/2015

Конкурс "Моя Тула - дружба народов"

05/06/2015

Поэтическая, литературная конференция - "Россия - поэзия дружбы народов"

03/06/2015

Вечер Нины Гейдэ

25/12/2014

"Опять война стучится в дверь..."

03/12/2014

Подведены итоги конкурса "Тула-Культура-Дружба народов"

20/10/2014

Конгресс интеллигенции Тульской области возобновляет работу историко-краеведческого лектория «Изучай свой край». 


20/10/2014

20 октября известному тульскому поэту и художнику Александру Новгородскому исполняется 80 лет. 

14/10/2014

9 октября в Туле прошел, организованный Общественной палатой и Тульской организацией «За права человека»,  круглый стол...

15/08/2014

Наш поэт, туляк Валерий Савостьянов стал лауреатом международного литературного фестиваля «Каблуковские зори», проходившего совсем недавно в Тверской области.


04/07/2014


27 июня в Туле прошел круглый стол посвященный вопросам борьбы 

30/06/2014

Наши земляки стали призерами конкурса авторской песни




Старый дизайн

Анна шадская

  Россия – поэзия дружбы народов

        В стране творческими конференциями, литературными вечерами,  духовными семинарами завершились Дни славянской письменности и культуры. 5 июня члены  клуба православных  писателей «Родник» приняли участие в двух серьёзных мероприятиях, связанных с художественным наследием А.С. Пушкина: в традиционной творческой встрече в Пушкинском сквере и в поэтической конференции «Россия – поэзия дружбы народов».

         В 12 часов в Пушкинском сквере у бюста поэта собрались студенты, представители творческой интеллигенции и общественных организаций, неравнодушные к прекрасному горожане. Было не очень многолюдно, но зато атмосфера царила  доверительная, как бывает в кругу близких друзей и единомышленников. Всё протекало несуетно, обстоятельно, душевно. За чёткую организацию мероприятия особая благодарность Ирине Викторовне Ивановой –  директору департамента культуры Тульской области,  и Оксане Леонидовне Будрик – сотруднику  этого департамента.

       Открыл встречу  член  Союза писателей России Николай Александрович Жуков. В своём вступительном слове он отметил непреходящее значение А.С. Пушкина в становлении русской языковой и поэтической культуры, во всемирном распространении заложенной им в литературе системы тем, образов, изобразительно-выразительных средств.  Виктор Фёдорович Пахомов, ответственный секретарь Тульского отделения Союза писателей Российской Федерации, подчеркнул неоценимую роль Пушкина в воспитании целой плеяды замечательных русских поэтов, прежде всего М.Ю. Лермонтова, которые, в свою очередь, служили и служат образцами новым поколениям стихотворцев.

        Замечательный тульский поэт Валерий Георгиевич Ходулин прочитал свои стихи о великом коллеге, строчку-рефрен хочется процитировать:

Златоглавые церквушки,

Золотые купола –

По Белёву едет Пушкин,

Едет в сторону Орла.

        Автор этой статьи, также получившая слово для выступления, в продолжение темы связи Пушкина с Тулой  затронула проблему  преемственности  в творческом служении. Каждый школьник знает и             с удовольствием цитирует озорные и одновременно почтительные слова  Пушкина: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». Но хотелось бы отметить, что настоящее профессиональное напутствие поэт получил от нашего земляка, уроженца Белёвского уезда, наставника русского царя Василия Андреевича Жуковского: «Ты имеешь не дарование, а гений. Ты более нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рождён быть великим поэтом: будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, всё твоё возможное счастье и все вознаграждения… По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе».

        Пожалуй,  в этом программном заявлении  впервые была определена миссионерская задача поэта, прозаика и драматурга как нравственное служение Отечеству и людям, закреплена  нравственная ответственность творческого человека за  каждое сказанное или написанное им слово. Конечно, мне вспомнились слова  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные  им 28 мая, в Зале церковных соборов Храма Христа  Спасителя на вручении Патриаршей литературной премии имени  святых равноапостольных Кирилла и Мефодия за 2015 год: «Христианская система координат определяла духовные и художественные искания, в том числе классиков XIX века. Только через призму Евангелия можно обстоятельно понять нравственные ориентиры в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, да и большинства наших писателей. В сердцах людей вера продолжала жить и в XX веке, хотя он принёс небывалые испытания…».

         В творчестве  лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии 2015 года явно прослеживаются пушкинские темы, мотивы, нравственные ценности. Юрий Васильевич Бондарев, писатель-фронтовик, на десятилетия своего творческого служения  оказался пленённым святой и трагической гражданско-патриотической темой. Его повести «Юность командира», «Батальоны просят огня», «Последние залпы», романы  «Горячий снег», «Тишина», «Двое», киноэпопея  «Освобождение» и другие произведения  создали образы  простого  человека – труженика, мечтателя – только  силой  обстоятельств вынужденного взять в руки оружие и убивать незваного, жестокого, ненавистного врага. Сила духа, самопожертвование, беззаветная преданность Отечеству – главные  качества воина, и качества эти им  унаследованы  от дедов и прадедов, чьи  ратные  подвиги  одним из первых  были  воспеты А.С. Пушкиным. «Главное для писателя – неподкупная совесть»,  - так определил свое творческое и гражданское кредо патриарх российской литературы, а в своем интервью добавил: «Слово противостоит насилию, тирании, политической глупости и лжи, социальным и национальным авантюрам, помогая людям прийти к истине».

         Второй победитель творческого конкурса Юрий Михайлович Кублановский, поэт и литературный критик, основой укрепления страны видит духовное и культурное просветительство молодёжи: «Надо заинтересовать юную душу  проблемами русской жизни того времени, когда творили наши классики, чтобы тот же XIX век  не казался какой-то давно прошедшей эпохой погибшей цивилизации, ибо  русская история, история русской культуры едина и нераздельна».  Конечно, достойный пример – живой, озорной, вполне земной, но вдумчивый и пытливый  курчавый отрок Александр, с упоением погружавшийся  в культуру Древней Греции, в историю Древней Руси, впоследствии знаниями своими  раздвинувший горизонты времени и пространства.

         Третий лауреат Патриаршей литературной премии Александр Юрьевич Сегень – профессиональный педагог, доцент Литературного института, в стенах которого готовятся мастера слова. А их преподаватель занимается исторической публицистикой, пишет  очерки, научные трактаты, повести и романы, посвящённые знаменитым людям Отечества и важным историческим событиям:  «Александр Невский. Солнце Земли Русской»,  «Филарет Московский» («Московский Златоуст»), «Война священная» (к 200-летию Отечественной войны 1812 года), «Алексий II» и многое, многое другое. В романе «Поп» и в одноименном фильме А.Ю. Сегень с жизненной достоверностью и особым тактом создал собирательный образ священника, осуществляющего свою духовную миссию в годы Великой Отечественной войны, на оккупированной территории, между жизнью и смертью. По мнению автора, «быть полезным своим ближним – это уже христианский поступок, а если человек совершает его с сознанием, что это дело – во славу Божию, то тогда перед нами настоящий  православный христианин».

           На встрече в Пушкинском сквере  одна из участниц  спросила меня, можно ли называть современных поэтов, тем более провинциальных, тульских, коллегами нашего «солнца русской поэзии»?  Да, Пушкин – вершина, но не первая и не единственная в мировой культуре. Если бы  творческое развитие людей останавливалось с появлением каждого нового гения, человечество могло бы  ограничиться  одним Шекспиром, одного Гомера вполне хватило бы. Но согревает  душу именно осознание неиссякаемости художественных исканий как наших одарённых земляков, так и  писателей, номинировавшихся на Патриаршую литературную премию, и многих, многих других их собратьев по писательскому цеху. В Пушкинском сквере  слушатели с удовольствием внимали стихам              А.С. Пушкина в исполнении студенток факультета русского языка и литературы ТГПУ им. Л.Н. Толстого Екатерины Карабельниковой и Анастасии Аникушиной. Но искренне сопереживали и творчеству поэтов-земляков, создавших свои произведения «по мотивам».       

            Прекрасно выступил  на встрече Валерий Николаевич Савостьянов, член Союза писателей России и – наша особая гордость – член клуба «Родник».  Поэт  поделился  радостью: его новый сборник «Русский крест» получил престижные премии в Берлине и Лейпциге. Дело, конечно, не в самих премиях, а в том, что иноземцы поняли и разделили боль, надежды, обстоятельства жизни, православные ценности русского человека. В обострившемся современном противостоянии России и Запада так нужны хрупкие мостки взаимопонимания и дружелюбия! Когда-то           о самом  Пушкине  сказал А.И. Герцен, хорошо знавший  психологию западного мира: «Пушкин как нельзя более национален и в то же время понятен для иностранцев. Везде русский поэт реален, - в нём нет ничего болезненного, ничего  из той преувеличенной  психологической патологии, из того абстрактного спиритуализма,  которые  так  часто встречаются  у  немецких  поэтов».    В.Н. Савостьянов  прочитал  свое стихотворение  «Желание», особо  выделив  строфу:

Нет, я не Пушкин, я иной.

Вся жизнь, похоже, за спиной

И вряд ли что она к судьбе

Ещё прибавит.

Но я хотел бы  до конца

Свой путь поэта и отца

Пройти в надежде и борьбе –

Как подобает. 

       А.С. Пушкин любил и ценил «преданья  старины  глубокой», писал проникновенное:

Два чувства равно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

        Мы любим  и  ценим  свои  традиционные святыни. Старейший  тульский поэт Сергей Иванович Галкин прочитал стихотворение «Колокольня»:

Ломали –

Хотели как лучше.

И строили – для  этой же цели.

Она – как воспрянувший лучик

Из временной  щели.

А крошечный мальчик – иль  двойня –

Мордашку задрав из панамы,

- А это…зачем – колокольня? –

Задумчиво спросит у мамы.

И мама, надеюсь, не клуша,

Покажет на верх колокольни:

- Чтоб стали мы чуточку лучше.

И помнили корни.

       Об этом же, об исторической памяти, которой так дорожил Пушкин, говорил  Марк Самойлович Дубинский, ветеран Вооружённых сил России. Его рассказ был о встрече в Музее оружия с  тульскими школьниками. Двести ребят слушали его размышления о великом русском поэте, участвовали в литературной викторине. Оказалось – о, радость! – современная молодёжь читает Пушкина, знает его, находит созвучия со своей жизнью. И значит прав поэт: «Нет, весь я не умру!».

      Родниковец Николай Васильевич Попков посвятил своё стихотворение торжеству жизни над смертью, торжеству русского духа над «новыми порядками»  иноземцев, которые так хорошо знал Пушкин – современник Отечественной войны 1812 года. Наш самобытный поэт – современник другой войны – всего лишь поведал историю своего рождения, но какая философия!

Я не ранен, не увечен,

Но я тоже фронтовик:

Был в войну очеловечен,

Хоть и до неё намечен

Виртуальный этот лик.

Хутор наш Александрийский,

Богородицкий район,

Стал до времени «арийский».

В тот момент, совсем уж близкий,

Был слуга ваш нарождён.

В той избёнке деревенской

Повитуха приняла

Бесшабашный вопль мой  детский –

Он  свергал режим немецкий,

Хоть на миг, на полсела!

Заглянули немцы в хату,

Сдвинув занавесь штыком.

Загалдели вдруг солдаты:

«Кранкен!» - тиф! – и злые взгляды,

И – суются с огоньком.

      Ушли. Испугались. Или пожалели? Отечество получило ещё одного поэта. Да, он не Пушкин; он едва ли   станет номинантом Патриаршей литературной премии, но пусть он будет, поверьте, ему есть  что сказать миру. Он – малая толика русского православия и русской культуры. Он – часть Родника, который питает полноводную реку и православия, и культуры. В очередной раз задумываюсь о символичном названии нашего литературного объединения. Род. Родимый. Родник. Появляющийся чудом, невесть откуда. Зыбкий – может иссякнуть, исчезнуть.  Упорный – если пробился, глядишь, и проторит тропку, напитается живительной влагой и сам напитает жаждущих.

       Помните, на встрече в сквере была здравая, казалось бы,  попытка ранжировать гениальных, великих, талантливых, просто одарённых и далее – до  бесконечности, до самоунижения, до самоуничтожения?  Десятки  или сотни тысяч людей живут на берегах  Волги, великой русской реки. Эта река – страдалица, труженица, героиня. Где-нибудь недалеко от Тулы и Москвы, на Валдайской возвышенности, лесники, егеря, случайные охотники перешагивают через неё, не замочив ног, ворчат: путается тут, мелкая, под ногами. Я видела Волгу в районе  Саратова. Просто наваждение – опять Пушкин: «В деревню, в глушь, в Саратов!». Может быть, Саратов и сегодня глушь по сравнению с Москвой и даже с Валдаем, но Волга – от берега до берега – почти три километра: перешагни, попробуй!  

       Так и русская литература: путаются  тут всякие  Жуковские, Пущины, Рылеевы, Рубцовы, Галкины и Попковы – не совместимы, не совместны с Гением. Но сам А.С. Пушкин никогда, ни с кем не мерился  талантом, уважал друзей-поэтов, терпеливо учился у своих учителей, которых потом стократно перерос. Для него  гений был не совместен только с одним – со злодейством. Только одного не прощал Пушкин – злодейства. Стихи, напитанные добром, - пусть существуют. Мы не забудем, конечно, о чистоте русского слова, гармонии слога, о ясности  русской речи – надо совершенствоваться, как делал всю свою короткую жизнь Поэт, и мы будем совершенствоваться. Но так много в современном мире злодейства – надо ставить ему заслоны!  

       Об этом в конце встречи напомнил умудрённый знаниями и жизненным опытом краевед, публицист  Вячеслав Иванович Боть: к великому сожалению, жизнь так устроена – и это наше земное испытание – что на каждое 6 июня, день рождения Поэта,  найдётся своя – нет, не просто трагическая дата – Чёрная речка:

Падает солнце,

Падает знамя,

И всё-таки Пушкин – с нами!

      С этой, как сейчас говорят,  позитивной мыслью «И всё-таки Пушкин       с нами» люди  уходили в будничную суету города, унося с собой свои переживания, высказанные и невысказанные мысли. А я вспоминала свою подругу, Татьяну Остапову, члена «Родника», маленькую, но чистую капельку в безбрежном океане русской поэзии.  Она не могла быть на этой встрече, потому что – вот совпадение! – пришла в этот мир почти вместе с Пушкиным, 11 июня, и в этом году, зимней ненастной порой, почти в его срок  ушла в мир иной. На память я читала строки из её поэтического сборника «Душевная трапеза», написанные почти Пушкинским слогом:

Не сотвори себе кумира –

Так Божья заповедь гласит.

Иначе прелестями мира

Тебя лукавый соблазнит.

 

Восторгом, лестью,  похвалами

Кумира водрузим на пьедестал.

Потом не понимаем сами,

Как он таким жестоким стал.

 

Как он не замечает боли,

Что ближнему теперь несёт,

Не Божью исполняет волю,

А славу сам себе поёт.

 

Теперь нам каяться, молиться о прощенье,

Заучивать падения урок,

Не забывать в коленопреклоненье,

Что выше всех на свете только Бог.    

      Конечно, это не о Пушкине, хотя и воздвиг он сам себе «Памятник». Его памятник – вечные, непреходящие человеческие добродетели и ценности, которым поэт был сопричастен. А предостережение адресовано нам, живущим с неуёмным стремлением  уютно устроиться в тени случайного «великого», довериться ему. Не ошибиться бы в выборе, не разучиться бы жить своим умом, своей верой и  со своей мерой ответственности.

       В 16 часов родниковцы   встретились  в библиотеке на Красноармейском проспекте. Здесь прошла творческая конференция «Россия – поэзия дружбы народов», организованная Конгрессом интеллигенции Тульской области, Тульской городской правозащитной организацией «За права человека», Тульским историко-краеведческим обществом и Ассоциацией музейных работников при содействии  Общественной палаты Тульской области. Участниками конференции стали представители  Союзов писателей и композиторов, члены различных творческих объединений, представители тульских национальных диаспор.  Вёл встречу Юрий Сергеевич Алёшин, исполнительный директор Конгресса интеллигенции Тульской области, член Общественной палаты.

        Со вступительным словом выступил секретарь Общественной палаты Тульской области Александр Васильевич Воронцов, который  определил несколько задач  конференции, главная из которых – силами искусства, прежде всего литературы, укреплять взаимопонимание  людей разных национальностей и разной  конфессиональной  принадлежности.

        Закономерно встал вопрос: может ли русский  поэт с африканскими корнями А.С. Пушкин, живший двести лет назад, поспособствовать в решении современных проблем мирного сосуществования людей? Ответствую уверенно – может. Более того, он и делает это все двести лет. Сам о себе Поэт сказал пророчески:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня  всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей  калмык.

        Эти слова подтверждает великий поэт двадцатого века, мудрый казах Джамбул:

Сто лет пронеслось, как тебя погребли, -

Ты стал всенародным акыном земли.

Читают тебя с упоеньем в глазах

Башкир и туркмен, белорус и казах.

Из песен твоих не забыть ни одной –

Ты, Пушкин, народному сердцу родной!

       Это оценка эмоциональная, поэт сказал о поэте. Объяснение мощному и благотворному влиянию А.С. Пушкина на мировоззрение и культуру  других народов  дал Ф.М. Достоевский: «Не было поэта с такою всемирной отзывчивостью, как Пушкин, и не в одной отзывчивости тут дело, а в изумительной глубине её, в перевоплощении своего духа в дух других народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном. Он явление невиданное и неслыханное, а по-нашему, и пророческое, ибо тут выразилась наиболее его национальная русская сила…и выразилась пророчески». «Всемирная отзывчивость» характерна для всей русской литературы, возможно, это одна из главных черт загадочного русского характера. Нам всегда, до всего и до всех  есть дело; нам интересны другие народы и культуры.

        Пушкин хорошо знал Бессарабию и Крым, знал и любил Кавказ.  В свои двадцать лет он написал «Южные поэмы»: «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Кавказский пленник». Мы  до сих пор по этим произведениям узнаём восточного человека, учимся понимать и уважать его культуру. Не теряя своей самобытности, мы принимаем своеобразие чужого для нас мира. Непокорная Зарема, гордая Клеопатра, мудрый старый цыган – сильные  характеры, сильные страсти, экзотическая природа. Нам всё интересно, для нас всё познавательно.

       Но Пушкин никогда не пересекал западную границу Российской империи, не бывал в любимой им Греции, не видел  музеев Италии и Франции. А посмотрим просто названия его произведений: «На перевод Илиады», «Перед испанской благородной», «Песни западных славян», «На Испанию родную», «Из А. Шенье», «Я здесь, Инезилья…» и, наконец, «Маленькие трагедии». С удивлением понимаем, что и западный мир открывается нам благодаря гению поэта. Это ли не дружба народов, основы которой неожиданно зашатались в XXI веке? Надо читать Пушкина, читать много, долго, вдумчиво!

         Участники конференции  поделились своим видением проблемы, своими произведениями во след Пушкину. Почти Пушкинская элегичность чувствовалась в стихах родниковца Александра Петровича Ситникова – мы понимаем, что внутренний мир любого человека загадочен и сложен:

С самим собою не сыграю в прятки,

И сколько бы не длился  смертный транс,

Но кончена пора сомнений сладких –

Оставлю веру на последний час.

          Валерий Николаевич Савостьянов помечтал о своём путешествии в Арзрум:

Может, к славе Поэта ревную

Иль давно на пирушки не зван? –

Я мечтаю узреть не больную –

Снова гордую память армян!

И, запомнив счастливые лица,

Доложить совещанию муз,

Что надёжно стоит на границе

Нашей Дружбы великий Союз!

     Руководитель интересного музыкально-литературного объединения «Орфей» Татьяна Ивановна Леонова  прочитала стихотворение «Украина 2014 года»:

 

Холмы могил, дома в руинах,

Не сжаты тучные поля.

Здесь, рядом, гибнет Украина,

Малороссийская земля.

Народ красивый и богатый,

Зачем доверился врагу?

Ужель поверил ты, что в НАТО

Тебя, раскрыв объятья, ждут!

       Оказывается, нам всем знакома «всемирная отзывчивость» к большим и малым народам. Татьяна Ивановна и её коллеги исполнили песни собственного сочинения, которые украсили встречу и напомнили нам, сколько стихов Пушкина, положенных на музыку, стали романсами и народными песнями. А профессиональный музыкант, член Союза композиторов Москвы Владимир Михайлович Фоменко представил видеофильм, в котором рассказал о своём творческом сотрудничестве с поэтами и исполнителями Белоруссии, Казахстана, других стран ближнего зарубежья. Звучали прекрасные песни, Пушкину они бы понравились.

       На  конференции были слышны и тревожные нотки. Да, А.С. Пушкин был и остаётся человеком мира, да, он обладает «всемирной отзывчивостью». Но он лучше многих знал о коварстве и вероломстве  некоторых улыбчивых   иноземных друзей. Именно его перо начертало грозное предостережение – «Клеветникам России». Клеветникам, которые ревнивы к нашей силе и славе, которые из века в век испытывают нас на прочность, не любят нас:

За что ж? ответствуйте: за то ли,

Что на развалинах пылающей Москвы

Мы не признали наглой воли

Того, под кем дрожали вы?

За то ль, что в бездну повалили

Мы тяготеющий над царствами кумир

И нашей кровью искупили

Европы вольность, честь и мир?

Современных клеветников России персонифицировал  Виктор Иванович Стекачёв, представитель Конгресса интеллигенции Тульской области. Своё произведение он назвал памфлетом-свидетельством, памфлетом-пожеланием и посвятил его…Обаме:

Вам бы подвиг свершить,

Президенту безбожной державы:

По прилёту в Москву

Совершить благороднейший чин –

Осенить  крестным знаменьем

В знак покаянья

В Храме Спаса-Христа

Многогрешный свой

И надменный Америки лик.

    Укором  клеветникам, которые обвиняют Россию в агрессивных замыслах, прозвучали стихи Сергея Ивановича Галкина:

Когда Европа расцвела,

О жуткой той войне забыла,

Россию  страшная волна

Забытой той войны накрыла –

Демографический провал

Скребнул по дну когтистой лапой.

Кто даже крови  не видал,

И тот бы в ужасе заплакал.

        Тему памяти, «любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам» поднял родниковец Николай Васильевич Попков:

Фронтовые братья! Как их стало мало:

Не фашисты – время их поубивало,

Тех, что уцелели, - чудом ли, не чудом –

В дни и ночи ада, средь огня и гуда.

Мало их осталось, мало –

Единицы.

Их не славить надо,

А на них молиться.

         Конференция закончилась на оптимистичной  волне. Её итоги подвел Юрий Сергеевич Алёшин, отметив  словами М. Горького: «Пушкин первый почувствовал, что литература – национальное дело первостепенной важности, в его глазах поэт – выразитель чувств и дум народа, он призвал понять и изобразить все явления жизни». Нужно развивать культуру и литературу, печатать книги, поддерживать библиотеки. Особое внимание необходимо уделить поиску и продвижению талантливых творческих людей. Может быть, со временем в Туле, по примеру других регионов, будет учреждена литературная  премия Митрополита, чтобы  выявить лучших, «отделить зерна от плевел».

        А поэтическим напутствием самому себе и нам всем, помня великого Пушкина, ответил родниковец Виктор Николаевич Мызников:

Мысль не исчезает никуда,

Её нельзя убить, хоть обнаружишь,

Мысль – главное орудие труда

И грозное духовное  оружие.

                                  

Поэтому даю себе обет –

Стараться изъясняться точно, строго.

За мысль и слово я  держу  ответ

Перед людьми, а главное, – пред Богом.

 

 

              Анна Шадская, преподаватель ТулГу,

член тульского литературного православного объединения

                                        «Родник»